Бабушка теплые варежки вяжет бабушка вечером

Бабушка теплые варежки вяжет бабушка вечером

В ней не рассмотреть кота.

И кругом такая тишь,

Что не слышно даже мышь.

Только знаю: утром в норке

Грызла мышь сухие корки.

Ну а где ж тогда сметана?

Кто же пробовал творог?

Сыр и лакомый пирог?

Корки грызла мышка.

Кто ж тогда воришка?

Прочитай, послушай стихотворение. Перескажи его своими словами с помощью картинок.

Про большого малыша

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом мышь.

В этот час такая тишь.

Только слышно: «Спи, малыш».

У большого шалаша

Слон качает малыша,

А мамаша не спеша

Шубку шьёт для малыша.

На широком мшистом пне

Шьёт и порет при луне.

Будет шубка хороша

У большого малыша!

Я про шубку напишу,

Но сперва слонов спрошу

«Сколько меха закупили

На шубейку малышу?!»

Прочитай, послушай стихотворение. Перескажи его своими словами с помощью картинок.

Бабушка наша очень добра.

Бабушка наша стала стара.

Если на лбу появляется шишка,

Пуговки нет, изорвётся пальтишко,

Или другая какая беда, —

Бабушка нам помогает всегда.

Бабушка тёплые варежки свяжет,

Бабушка вечером сказку расскажет.

Слушать её мы готовы часами!

Что позабудет — подскажем ей сами.

Прочитай, послушай стихотворение. Перескажи его своими словами с помощью картинок.

Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс
олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) на тему

олимпиады по русскому языку

Скачать:

Вложение Размер
olimpiady_russkiy_dekabr_2014.docx 28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку

1. Поставь ударения над словами.

Арбуз, гусеница, ремень, портфель , шофер, алфавит. хворост, голоден, понял, поняла.

2. Запиши по 3слова, где:

  • букв больше, чем звуков;
  • звуков больше, чем букв.

3. Соедини половинки слов так, чтобы получилось ровно 8 слов.

4. Подбери противоположные по смыслу слова.

5. Найди в каждой строке лишнее слово, вычеркни его.

  • вода, водитель, наводнение;
  • рисунок, рисовый, зарисовка;
  • гусь, гусеница, гусыня.

6. Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:

Сосна, камыш, жало, навес, актёр, шина, кабан, качай, нора, какой.

7. Какое слово здесь зашифровано:

Шифр: 1-т, 2-д, 3-ц, 4-ь, 5-в, 6-а.

8. Какое из данных слов является родственным слову НОС?

9. Незнайка написал записку. Он допустил 8 ошибок, найди и исправь их.

“Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решыть задачю. буду ждать в сваей комнате. низнайка”.

Олимпиада по русскому языку 2класс

1. Запиши слова в алфавитном порядке, поставь ударение.

Ворота, повторим, оттепель, алфавит, документ, гусеница, заморозки.

2. Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

Семь, поздно, яма, сеешь, поют.

3. Подбери к данным словам, слова близкие по значению.

  1. Учитель-____________________.
  2. Ученик-_____________________.
  3. Машина-____________________.

4. Найдите в каждой строчке лишнее слово и подчеркните его.

  1. Желток, железо, желтый;
  2. Берег, огород, обед, играем;
  3. Я, лыжи, мы, он;
  4. Часовщик, часть, час.

5. Посмотрите внимательно на следующие слова. Попытайтесь к каждому из них прибавить по одной букве слева так. Чтобы получилось новое слово:

6. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

7. Поменяйте местами буквы в словах так, чтобы получились названия животных.

Ларподе, гитр, еарзб, ольс, нлос.

9. Вместо точек, запиши названия животных, подходящих по смыслу.

Олимпиада по русскому языку

1. Поставь ударение.
Статуя, километр, щавель, столяр, доска, арбуз.

2. В каких словах число букв и звуков совпадает? Подчеркни эти слова.
Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа.

3. Какие безударные гласные пропущены? Вставь буквы.
На п..лянке л..сной
З..мляника под с..сной.
Накл..няйся, не л..нись,
З..мляничкой уг..стись.

4. Какие парные согласные пропущены? Вставь эти буквы.
Бабу..ка теплые варе..ки вяжет.
Бабу..ка вечером ска..ку расскажет.
О ры..ке золотой и о домике с трубой.
О волшебном клу..ке и горячем пиро..ке.

5. Найди правильно вариант записи слова. Подчеркни его.
Аннтена, анттена, аннтенна, антенна, анттенна, аннтенна.

6. Где приставка, а где предлог? Напишите правильно.
(Вы) шел козленок (на) луг (по) гулять.
(По) травке зеленой решил (по) скакать.

7. Какие слова следует писать с большой буквы? Напиши правильно.
(м)арина огурцы (м)ариновала,
(м)ила (м)алину перебирала,
(м)алина (м)анила (м)арину и (м)илу,
(М)арине и (м)иле (м)алина (м)ила.

8 Как будет во множественном числе? Напиши.
Стул –
Чудо –
Человек –
Ухо –
Ребенок –

9 . Сколько в словах слогов? Подпиши цифрами над словами.

Ягоды, читаю, осень, дождь, трамвай, герои.

10 Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные звуки:
Малыш, лужицы, пальцы, таблица, оркестр, машина.

12. Прочитай слова. Выпиши те, которые нельзя переносить.
Чайка, Оля, классный, стол, мальчик, Азия.

13. Вставь подходящие по смыслу предлоги.
Покатился . огород,
Докатился . ворот,
Подкатился . ворота,
Добежал . поворота,
Там попал . колесо.

14. Выпиши только однокоренные слова.
Водить, вода, водяной, завод, водичка, водный.

Ответы:
1. Ста´туя, киломе´тр, щаве´ль, столя´р, доска´, арбу´з.
2. Июнь, подъезд.
3. На пОлянке, лЕсной, зЕмляника, сОсной, наклОняйся, не лЕнись, зЕмляничкой, угОстись.
4. БабуШка, вареЖки, скаЗку, о рыБке, клуБке, пироЖке.
5. Антенна.
6 Вышел, на луг, погулять, по травке, поскакать.
7 Марина, мариновала, Мила, малину, малина, манила, Марину, Милу, Марине, Миле, малина, мила.
8 Стулья, чудеса, люди, уши, дети..
9. Ягоды — 3, читаю — 3, осень — 2, дождь — 1, трамвай — 2, герои — 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам «Звуки и буквы», «Слово», «Предложения», «Текст».

Включены задания повышенной трудности по темам «Звуки и буквы», «Слово», «Предложения», «Текст».

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в начале олимпиады самими у.

Олимпиада по русскому языку.

Материал для школьного тура олимпиады по русскому языку 4 класс.

Материал для проведения школьных олимпиад .

Бабушка теплые варежки вяжет бабушка вечером

1.
Мама купала в лохани малышку.
Мылом, мочалкой мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Мамочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.

2.
Молоток
Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял,
Колотил он с толком,
Получилась полка.

3.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку Мила не домыла.

4.
Куколка
Мила куколку купила,
Целый день ее носила.
Мила куклу одевала,
Целовала, миловала.
Имя куколке дала –
Куклу Галочкой звала.
Мила куколку качала.
Славно-славно напевала:
Гала-Гала-Галочка,
Вот тебе скакалочка,
Вот тебе шкатулочка,
Шоколад и булочка.

5.
Непоседа Васенька
Не сидит на месте.
Непоседа Васенька
Всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки,
На усах сединки.
Хвост дугой у Васеньки
И пятно на спинке.

6.
Бабушка
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей вяжет и шьёт.
Читает им книжки, поёт перед сном,
Гулять ребятишек ведёт вечерком.
(3.Александрова).

7.
Шишки у Мишки
Бросил палку кверху Мишка.
— Падай в шапку с ёлки, шишка!
Шишка — хлоп по голове.
Стало шишек сразу две.
(Е. Петрищева).

8.
Уронила белка
Уронила белка шишку.
Шишка стукнула зайчишку.
Тот пустился наутёк,
чуть не сбил медведя с ног…
Под корнями старой ели
размышлял медведь полдня:
«Что-то зайцы осмелели…
Нападают на меня».
(В. Шульжик).

9.
— Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь?
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
(А. Тараскин).

10.
Наша бабушка
Бабушка наша очень добра.
Бабушка наша стала стара.
Если на лбу появляется шишка,
Пуговки нет, изорвётся пальтишко
Или другая какая беда,—
Бабушка нам помогает всегда.
Бабушка тёплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами!
Что позабудет, подскажем ей сами.
(Е. Трутнева).

11.
Мошки.
Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжете ножки!
(В. Лунин).

12.
Кормит малыша Наташа
Из широкой плошки кашей:
— Ешь, малышка, жуй, Антошка!
Вот тебе большая ложка!
(И. Лопухина).

13.
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка боброва,
Маша черноброва.

14.
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.

15.
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
— Как расшумелись шалуны!
(А. Усачёв).

16.
Мишка милый, мишка славный,
Неуклюжий и забавный.
Мишка весь из плюша сшит,
Ватой пышною набит.

17.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(А. Барто).

18.
Утром надо умываться,
Зубки чистить, руки мыть,
Чтобы шире улыбаться
И грязнулей не ходить.

19.
Как у нашего кота
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

20.
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенки поёт.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ!

Задания по русскому языку для проведения (подготовки) школьной олимпиады.

Задания рассчитаны на учеников 2-3 классов. Но их вполне можно использовать даже в 4-м классе для отборочной олимпиады или проведения викторин по-русскому языку.

Задания рассчитаны на учеников 2-3 классов. Но их вполне можно использовать даже в 4-м классе для отборочной олимпиады или проведения викторин по-русскому языку.

Как часть олимпиады, можно предложить ученикам подготовить небольшой доклад по пройденным правилам русского языка. (Одно на выбор). Объяснить, где взять образец титульного листа доклада и как правильно оформляются такие документы.

1. Подчеркни слова, у которых совпадает количество букв и звуков (пример: крот — 4 звука и 4 буквы):
Яма, поезд, июль, небо, мышь, солнце, рассказ, якорь, юла.

2. Поставь ударение в словах.
Баловаться, библиотека, автобус, статуя, искра, красивее, рыбак, звонит.

3. Вставь пропущенные безударные гласные?
На п..лянке л..сной
З..мляника под с..сной.
Накл..няйся, не л..нись,
З..мляничкой уг..стись.

4. Поставь существительные во множественное число.
Парта — . ,
Ребенок — . ,
Молоко — . ,
Стол — . ,
Стул — . ,
Чудо — . ,
Человек — . .

5. Вставь пропущенные парные согласные?
Бабу..ка теплые варе..ки вяжет.
Бабу..ка вечером ска..ку расскажет.
О ры..ке золотой и о домике с трубой.
О волшебном клу..ке и горячем пиро..ке.

Ответ: БабуШка, вареЖки, скаЗку, о рыБке, клуБке, пироЖке.

6. Подчеркни слова, имеющие два корня.
Самолёт, сторож, коробочка, пароход, сыроежка, корзинка, землянка, носорог.

7. Найди правильно вариант записи слова.
Аннтена, анттена, аннтенна, антенна, анттенна, аннтенна.

8. Какое из данных слов проверочное.
Тяжелый, тяжело, потяжелеть, тяжеловесный, тяжесть, тяжеленный.

9. Исправь ошибки в словах.
Снижок порхает, кружиться,
На улице било.
И привратились лужыцы
В празрачнае стикло.

10. Подчеркни слова, которые следует писать с большой буквы.
(м)ама (м)орковь (м)ариновала, а (м)аша овощи (м)ыла. (м)аленький (м)итя (м)алину кушал, а (м)едвежонок (м)иша ел (м)ёд.

11. В выделенных словах укажи части речи.
Овес РОС медленно из-за прохладных утренних РОС.

12. Сколько в словах слогов? Раздели слова для переноса. (Пример: якорь — 2 слога, не делится для переноса)
Ягоды, читаю, осень, дождь, трамвай, герои.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Бабушка теплые варежки вяжет бабушка вечером

Наконец‑то все заснули,
Не подсмотрят мой секрет,
Потому что для бабули
Нарисую я букет.
Розы, астры, маргаритки
Показать полностью.
Ярко вспыхнут на открытке.
Напишу я бабушке,
Как её люблю,
Что её оладушки
Я всегда хвалю.
Хорошо, что все заснули,
За окном уже рассвет.
Я люблю тебя, бабуля,
И дарю тебе букет!
(Наталья Иванова, «Наконец‑то все заснули»)
— 7 —
Дождливая погодка
И тротуар блестит.
У бабушки походка —
Как будто бы летит!
А бабушке‑то нашей
Пятидесяти нет,
Из глаз чуть‑чуть подкрашенных
Такой лучистый свет!
Дождливая погодка
И капельки свежи.
У бабушки походка —
Попробуй, удержи!
(Олег Бундур, «Бабушка под зонтиком»)
Сейчас читают
Как приготовить омлет как в детском саду
— 8 —
Ах, как пахнет
Твой халат!
Как салат
И шоколад,
Пахнет щукой
Фаршированной
И капустой
Маринованной!
Пахнет клёцками
И шкварками,
И воскресными
Подарками:
Белой пухлой
Пастилой,
И кунжутом,
И халвой…
В этом запахе
Родном
Уместился
Весь наш дом…
(Михаил Садовский, «Бабушкин халат»)
— 9 —
Я бабулю поздравляю
С женским праздником весны!
Я бабулю обожаю,
Людям бабушки нужны!
Сказку добрую расскажет,
Колыбельную споёт,
Тёплый зимний шарфик свяжет
И гулять со мной пойдёт!
Не накажет шалунишку
И конфетку даст с собой.
И девчонка, и мальчишка,
Любит бабушку любой!
Ближе бабушки чудесной
Нет подружки у меня!
Мне с бабулей интересно,
Не прожить нам врозь ни дня!
(Ирина Гурина, «Моя бабушка»)

— 10 —
Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме — я,
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдёт.
Я уже проверил.
(Роберт Рождественский, «Моя бабушка»)

У бабушки на полке
Нитки да иголки,
Ножницы стальные,
Ленты кружевные.
Шьёт бабуля целый день,
Ей помочь хочу скорей.
Я беру лоскуток,
Иглу и ниток моток.
Быстро и ловко
Шью друзьям обновки.
Носи, Мурка, сарафан,
А тебе, Барбос, кафтан!
Песню запеваем,
Бабуле помогаем!
(Татьяна Бойко, «У бабушки на полке»)
— 12 —
Выводят бабушки внучат
По вечерам во двор,
Внучата бегают, кричат,
А у старушек спор:
– Мой внук растёт быстрее всех!
– А мой смеётся громче всех!
– Мой любит кашу с молочком!
– А мой такое скажет.
Лишь баба Катя всё молчком
Сидит и вяжет, вяжет…
Родных у бабы Кати нет
Давно уж — ни души…
В её носки весь двор одет,
И ей все дети хороши!
(Олег Бундур, «Баба Катя»)
— 13 —
Отчего у бабушки
Заболело сердце?
Может, мне не следует
За столом вертеться?
Может быть, волнуется
Бабушка, когда я
Во дворе с мальчишками
Допоздна играю?
Трудно, может, бабушке
Стало мыть посуду.
Нет, сердить я бабушку
Никогда не буду!
Помогать по дому ей
Буду после школы.
Станет снова бабушка
Бодрой и весёлой!
(Алексей Стариков, «Заболела бабушка»)
— 14 —
Бабушка наша
Очень добра.
Бабушка наша
Стала стара.
Много морщинок
У бабушки нашей —
С ними она
Ещё лучше и краше.
Если любимая
Кукла больна,
Вылечит куклу
Сразу она.

Если на лбу
Появляется шишка,
Пуговки нет,
Изорвётся пальтишко
Или другая
Какая беда —
Бабушка нам
Помогает всегда.
Бабушка тёплые
Варежки свяжет,
Бабушка вечером
Сказку расскажет.
Слушать её
Мы готовы часами!
Что позабудет,
Подскажем ей сами.
(Евгения Трутнева, «Наша бабушка»)
— 15 —
Дождик, дождик хлещет в стёкла
Даже в доме темнота.
Ой, как бабушка промокла!
Вышла утром без зонта.

Говорит: — Ну, дело худо,
Мне теперь несдобровать.
Я боюсь: меня простуда
Не свалила бы в кровать.
Ну погода! Ну ненастье!
Но под шум дождя в окне
Спит спокойно внучка Настя,
Улыбается во сне.
Шепчет бабушка: — Откуда
Мне на ум пришла простуда?
Нет, здорова я вполне.
(Агния Барто, «Дождик, дождик хлещет в стёкла»)
— 16 —
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У неё морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.
(Алексей Плещеев, «Внучка»)
— 17

У мамы — работа,
У папы — работа.
У них для меня
Остаётся суббота.
А бабушка дома — всегда.
Показать полностью.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
«Да ты не спеши!
Ну что там стряслось у тебя,
расскажи?»
Я говорю, а бабушка
не перебивает.
По крупинкам гречку
сидит перебирает…
Нам хорошо вот так вдвоём,
и дом без бабушки — не дом.
(Агния Барто, «Бабушка»)
— 18 —
Косынка в горошек
и волосы снега белей,
И ласковый голос
у бабушки старой моей.
То слышен он в доме,
то возле сестрёнки в саду.
Я бабушку нашу
по голосу сразу найду.
Хлопочет бабуля,
никак не присядет с утра.
Вчера постирала.
Сегодня ей гладить пора.

«Ах, как я устал, —
Скажет папа, —
Я еле живой!
И мама устало
Присядет, вернувшись домой.
И старшие сёстры
Вздохнут:
«Поскорей бы в кровать!»
Лишь бабушка наша
Не хочет никак
Уставать.
(Леонид Сорока, «Бабушка»)
— 19 —
Мы с бабулей очень дружим.
Мы друг другу помогаем.
Мне она… готовит ужин,
Для неё я… всё съедаю.
Я её вожу за ручку.
Не всегда поймёт прохожий,
То ли бабушка мне внучка,
То ли я ребёнок всё же.
Кто кого ведёт в «Молочный»?
Кто кого в «Игрушки» тащит?
Мы живём семьёю прочной,
Дружим дружбой настоящей!

Говорят нам папа с мамой:
— Рядом вы с утра до ночи.
Только спать ложиться рано
Что‑то бабушка не хочет.
Не желает мерить лужи
И песок считает грязным!
В остальном — мы очень дружим,
Несмотря на возраст разный.
(Татьяна Бокова, «Про бабушку»)
— 20 —
У бабушки нашей счастливые годы —
Бабуля ушла на заслуженный отдых.
Не надо теперь на работу ходить,
Пора отдыхать, за здоровьем следить.
Вот только в квартире она убирает.
Погладит, сготовит, потом постирает.
Когда же всё в доме сверкает, блестит,
Тогда за здоровьем бабуля следит!
Как много внимания требуют внуки!
До ночи бабуля не ведает скуки.
Когда всех уложит, угомонит,
Тогда за здоровьем бабуля следит!
Родители внуков приходят с работы,
И бабушка их окружает заботой.
Какой‑то усталый у бабушки вид,
А вроде на пенсии, дома сидит.
(Татьяна Бокова, «Бабушка»)
— 21 —
Я уселась и сижу,
И гулять не выхожу,
Телевизор не включаю,
Отказалась я от чая,
Не хочу ни есть, ни спать —
Буду бабушку я ждать!

Почему же не пришла,
Может, срочные дела?
Может быть, она устала,
Прилегла и захворала?
Кто же даст больной таблетки,
Кроме добренькой соседки?
Может, помощь ей нужна,
Ведь живёт она одна?
Всё! Решила! Побегу,
Я сама ей помогу!
Вдруг я слышу: тук‑тук‑тук!
Это в дверь бабулин стук!
Здравствуй, милая моя,
Обниму её, любя!
Знает пусть весь белый свет,
Что родней бабули нет!
(Наталья Майданик, «Моя бабушка»)
— 22 —
Ходит наша бабушка,
Палочкой стуча.
Говорю я бабушке
— Вызови врача!
Даст тебе лекарства
Станешь ты здорова!
Если будет горько, —
Что же здесь такого?
Ты потерпишь чуточку,
А уедет врач,
Мы с тобой на улице,
Поиграем в мяч!
Будем бегать, бабушка,
Прыгать высоко!
Видишь, как я прыгаю?
Это так легко!
Улыбнулась бабушка:
— Что мне доктора?
Я не заболела,
Просто я стара!
Просто очень старая,
Волосы седые.
Где‑то потеряла я
Годы молодые.
Где‑то за огромными
За лесами тёмными,
За горой высокою,
За водой глубокою.
Как туда добраться,
Людям неизвестно…
Говорю я бабушке:
— Вспомни это место!
Я туда поеду,
Поплыву, пойду!
Годы молодые
Я твои найду!
(Дора Хайкина, «Бабушкины годы»)
— 23 —
Я с бабушкой своею
Дружу давным‑давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То трут, то шьют, то метят,
То что‑то мастерят.
Так вкусно жарят гренки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Нет рук проворней, краше —
То тут они, то там.
Весь день снуют и пляшут
По полкам, по столам.
(Лев Квитко, «Бабушкины руки»)
—24-
Если внуки веселы,
Бабушка – подавно:
– Ишь, щебечут, как щеглы,
До чего же славно!
Если внуки есть хотят,
Бабушке — отрада:
– Пусть сидят, пусть едят,
Подрастать им надо!
Если внуки вышли в сад,
Бабушка в тревоге:
– Ну как дождь или град –
Ведь промочат ноги!
Если внуки спать легли,
Бабушка не дышит:
– Баю‑баю‑люли,
Тише, тише, тише!
Чистота, тишина,
Теплота, дремота…
Вот какая она —
Бабушка‑забота!
Ну, а вы каковы?
Как там с бабушкою вы?
(Благинина Елена, «Бабушка‑забота»
— 25 —
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте её.
Кто ставит на пятке заплатку,
Кто гладит и чинит бельё?
Кто дом по утру прибирает,
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестрёнкой играет
И водит её на бульвар?
Кем коврик бахромчатый вышит
(Сестрёнке — видать по всему)?
Кто письма подробные пишет
Солдату, отцу моему?
Чьи волосы снега белее,
А руки жёлты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?
(Елена Благинина, «Загадка»)
— 26
Ласковое солнце покатилось прочь.
В тёмно‑синей шали опустилась ночь.
Наш старинный город, спи и отдыхай.
Засыпают дети баю‑баю‑бай.
Вот плывёт в косынке, не спеша луна.
И несёт в корзинке звёздочки она.
В доме песня бабушки
Только чуть слышна:
Баю‑баю‑баюшки всё поёт она.
Звёздочки‑веснушки светят в вышине.
Спят, обняв подушки, дети в тишине.
Дрёма‑дрёма‑дрёмушка внуки‑шалуны
До восхода солнышка будут спать они.
Спите, внуки‑лапушки. Увидеть вы должны
Баю‑баю‑баюшки солнечные сны.
(Татьяна Петухова, «Колыбельная»)
— 27 —
Спицы есть у нас, крючочки,
Пряжа разная в клубочках,
Чтоб вязать к зиме носочки
Маме, дедушке и дочке…

Шарфик я вязать пыталась,
Ничего не получалось.
Удивлялась Мурка очень,
Помогала между прочим,
Размотала все клубки,
Загнала под стол очки…
Может, дело не в крючках,
А в бабулиных очках?
Вот, надену их на глазки —
Сразу всё свяжу, как в сказке!
И надела я очки.
Ой, ослепла вдруг почти!
Словно в зеркало кривое
Я смотрю. Ну, что такое?
— Не в очках, поверь, секрет.
У тебя терпенья нет, —
Тихо бабушка сказала,
Снова петли показала, —
Лицевые — буквы в строчке,
Узелки — с изнанки, дочка.
Я вязала, я старалась
И резинка получалась.
И связала бабушке
К дню рожденья варежки.
А котёнку‑лапочке
Маленькие тапочки.
(Людмила Фирсова‑Сапронова, «Как училась я вязать…»)
— 28 —
На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.
Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.
— Ладушки, ладушки… —
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.
Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
— Вовка — добрая душа,
Позабавь‑ка малыша!
Подошёл он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
— Ладушки, ладушки!
Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!
Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.
Вовка пляшет на дорожке:
— Ладушки, ладушки!
— Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.
Говорят ему:
— Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!
(Агния Барто, «Как Вовка бабушек выручил»)
— 29 —

Лился сумрак голубой
В паруса фрегата…
Собирала на разбой
Бабушка пирата.
Пистолеты уложила
И для золота мешок.
А ещё, конечно, мыло,
Зубной порошок.
— Ложка здесь.
Чашка здесь,
Чистая рубашка есть.
Вот мушкет пристрелянный,
Вот бочонок рома…
Он такой рассеянный
Всё оставит дома.
Старенькая бабушка,
Седая голова,
Говорила бабушка
Ласковы слова:
— Дорогой кормилец наш,
Сокол одноглазый,
Ты смотри на абордаж
Попусту не лазай.
Без нужды не посещай
Злачные притоны.
Зря сирот не обижай,
Береги патроны,
Без закуски ром не пей —
Очень вредно это.
И всегда ходи с бубей,
Если хода нету.
Серебро клади в сундук,
Золото — в подушку…
Но на этом месте внук
Перебил старушку:
— Слушай, если это всё
Так тебе знакомо,
Ты давай
Сама езжай,
А я останусь дома!

(Эдуард Успенский, «Бабушка и внучек»
— 30 —
Мамы нету дома!
Петя так и знал,
Не придётся Пете
Ехать на финал!
А погода чудная,
И в руках билет.
— Положенье трудное! —
Говорит сосед.
Вдруг выходит бабушка,
Надевает шаль,
Заявляет бабушка:
— Мне ребёнка жаль.

Правда, на футболе я
Сроду не была,
Погляжу тем более,
Что там за дела.
«Цедека» — «Динамо»
Вывешен плакат.
Всюду о футболе
Люди говорят.
Бабушка вздыхает:
— Не пойму пока,
Я‑то за кого же?
— Ты за «Цедека».
Как начнут в ворота
Забивать мячи,
Дожидайся счёта,
Топай и кричи.
Стадион громадный
До отказа полн.
Вот идут команды.
Буря! Рокот волн!
Крики на трибунах,
На трибунах гром!
Это невозможно
Описать пером!

Повторяет бабушка:
— Мы за «Цедека»! —
Вздрагивает бабушка
От каждого свистка.
Петя здесь не зритель,
Человек он свой.
Он кричит: — Смотрите,
Принял головой!
Хвалит он кого‑то:
— Это футболист! —
Мяч влетел в ворота,
На трибунах свист.
— Нет,— сказала бабушка,—
Капитан горяч.
Так нельзя, товарищи,
Налетать на мяч.
Вдруг она динамовцам
Хлопать начала.
Петя возмущается:
— Что ты в них нашла?
Рассердилась бабушка:
— Взрослых не учи!
Разбираюсь правильно,
Как берут мячи.
— Ладно,— шепчет Петя,—
Мы сравняем счёт! —
Он и не заметил:
Дождь давно идёт.
Небо потемнело.
Дождь как из ведра.
Разве в этом дело?
Здесь идёт игра!
Не сдаётся бабушка,
Говорит упрямо:
— Всё равно я, Петенька,
Болею за «Динамо»!
(Агния Барто, «Петя на футболе»)

Читайте также:  Какую пряжу для вязания малышам
Оцените статью